Номинации
Гран-При «Поп-Механика»
Другие номинанты
Лучшее произведение визуального искусства
Другие номинанты
Другие номинанты
Русское Инородное
АЛИСА ГОРШЕНИНА
«Русское инородное» — долгосрочный проект Алисы Горшениной, который она начала в 2017 году, он постоянно воплощается в разных формах, в данном случае «Русское инородное» представлено в кушвинских наличниках — инсталляция из проекта, реализованная в 2020 году на 2-й Триеннале российского современного искусства в музее «Гараж».

В проекте художница рассуждает о понятиях русского народного и «инородного» в массовом сознании, переплетая их со своими личными реальным и художественным миром.

Русское инородное — это не только название проекта, но и состояние художницы в моменте. Этим состоянием она обозначает определённый пласт своих работ.

Первая работа из серии появилась спонтанно, но раскрыла при этом весь замысел концептуального высказывания. Это небольшой цифровой фотоколлаж, где художница с собакой бежит по полю в своей родной деревне Якшина. В небе над ними повис лик в маске, в котором, если приглядеться, можно увидеть опять же саму художницу.

Образ проекта кочует от мира цифровых фотоколлажей и видеоарта, где художница предстаёт перед зрителем одновременно в образе маленького человека и богини, хранительницы того мира, где живёт её миниатюрная копия, до текстильных масок, в которых элементы русской народной культуры преломляются в призме персонального мира.

Проект был воплощён и в выставочных форматах, главной из которых является — тотальная инсталляция в той самой деревне Якшина, где родилась художница. Место обрело новый смысл, стало одним большим объектом, живым воплощением рассуждений художницы. Она находится в тесной связи с искусством, которое создаёт, поэтому проект в родной деревне — логичное возвращение к корням и личная история, рассказанная на собственном визуальном языке.

Возвращаясь к работе, представленной на Триеннале, стоит заметить, что наличники здесь не случайный элемент декора, художница постоянно использует этот символ в своих работах из-за увлечения русским деревянным зодчеством, проводя параллели между украшательством домов и ряженьем, которое перманентно существует в её работах. Наличники — это родной образ из детства, проведённого в деревне, в котором чувствуется покой и узорная русская душа. «Через наличники люди показывали свою любовь к месту, в котором живут, я порой делаю тоже самое, через свои работы», говорит художница.


Left
Right
Left
Right
Лучший кураторский проект
Другие номинанты
Лучший медиа-объект
Другие номинанты
Left
Right
Left
Right
Left
Right
Искусство в общественном пространстве
Другие номинанты
Лучший текст
о современном искусстве
Другие номинанты
Лучший Science Art проект
Другие номинанты
Почетная музыкальная номинация SKIF
Другие номинанты
Left
Right
Жюри Премии
Александр Боровский
Заведующий отделом новейших течений
Государственного Русского музея

Анатолий Белкин
Художник

Ольга Шишко
Искусствовед, руководитель отдела новых Медиа в ГМИИ
им. А.С.Пушкина, куратор направления «Пушкинский XXI»


Алиса Прудникова
Руководитель стратегических проектов ГМИИ им. А.С.Пушкина, комиссар Уральской индустриальной биеннале

Анна Гор
Директор Волго-Вятского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина, продюсер и куратор художественных проектов

Александр Кан
Музыкальный критик

Антонио Джеуза
Заведующий сектором кураторских проектов отдела стратегии регионального развития ГМИИ им. Пушкина, независимый куратор, лектор, преподаватель, специалист по искусству новых технологий и российскому видеоарту. Лауреат премий «Инновация» и «The Art Newspaper Russia»

Виктория Илюшкина
Художник, куратор видеоархива Медиа Арт Лаборатории CYLAND, куратор международного фестиваля ВИДЕОФОРМА

Александр Рытов
Директор Stella Art Foundation

Анастасия Курёхина
Художественный руководитель ЦСИ им. Сергея Курёхина

Борис Маннер
Профессор Университета прикладных искусств Вены, куратор

Павел Пригара
Директор Центрального выставочного зала «Манеж»

Дмитрий Булатов
Художник, теоретик искусства, куратор Балтийского филиала ГМИИ им. А.С. Пушкина. Организатор проектов в области Art&Science и новых медиа

Жолт Петрани
Ph. D., глава отдела современного искусства Венгерской национальной галереи в Будапеште

Кати Кивинен
Ведущий куратор коллекции Музея современного искусства Киасма

Корнелия Конеска
Директор Биеннале рисунка OSTEN, управляющий директор WAVA (World Assosiation of Visual Arts)

Леонид Бажанов
Искусствовед, куратор, специалист по современному искусству


Паскаль Сливански
Заместитель директора Французского института в России, Директор представительствa в Санкт-Петербурге
Попечительский совет Премии
Михаил Борисович Пиотровский
Директор Государственного Эрмитажа

Владимир Александрович Гусев
Директор Государственного Русского Музея

Василий Зурабович Церетели
Исполнительный директор Московского музея современного искусства

Михаил Викторович Баженов
Основатель Фонда Михаила Баженова, вице-президент холдинга «Адамант»

Владимир Альбертович Смирнов
Основатель фонда поддержки современного искусства «Фонд Владимира Смирнова и Константина Сорокина»

Семен Ильич Михайловский
Ректор Института имени И.Е. Репина, член Президиума Российской академии художеств

Николас Ильин
Советник генерального директора Государственного Эрмитажа


Александр Моисеевич Полесицкий
Первый заместитель генерального директора «Европейской медиагруппы»

Сергей Александрович Соловьев
Режиссер

Лееви Хаапала
Директор Музея современного искусства Киасма

Фонд Альберто Сандретти
О печатном каталоге
Ежегодно выпуск печатного каталога приурочен к Церемонии вручения Премии в области современного искусства им. Сергея Курёхина.

Выпуск каталога выполняет важную для команды Премии просветительскую задачу: не только представить проекты из лонг-листа, но и обнаружить за ними историю изменения и становления. За более чем десятилетнюю историю существования Премии было выпущено одиннадцать печатных каталогов, каждый из которых — ежегодный срез актуального современного искусства, востребованный как для художников, так и для профессиональной публики.
Партнёры